Регистрация ИП
Конечно, для экономии собственного времени и нервов вы можете воспользоваться услугами фирм, специализирующихся на регистрации ИП, но самостоятельно пройти этот процесс, действительно, не так уж и сложно, а приобретенный опыт и знания пригодятся вам для того, чтобы в дальнейшем без лишних затруднений сдавать отчетность и оплачивать налоги.
Шаг 1: Определяем вид деятельности
Перед тем как приступить к регистрации ИП вам необходимо определить вид (или виды) деятельности, который станет источником вашего дохода, причем отнестись к этому выбору необходимо очень внимательно, так как это может наложить ограничения на применение некоторых систем налогообложения к вашему бизнесу. Например, обяжет вас использовать единый налог на вмененный доход или наоборот – общую систему налогообложения.
О том, какие действуют ограничения для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также о средней стоимости этой процедуры, вы можете прочитать в статье Как открыть ИП.
Законодательно количество видов деятельности не ограничено, то есть вы можете выбрать их столько – сколько вам необходимо, но один из них обязательно должен быть указан в качестве основного. Также необходимо учитывать, что есть виды деятельности, требующие обязательного получения лицензии или вовсе закрытые для ИП (в основном это деятельность, связанная с добывающей и оборонной промышленностью, банковской сферой или безопасностью граждан). Именно по основному виду деятельности ваш бизнес и будет отнесен к той или иной области экономики, а также будет определена степень травмоопасности для ваших работников.
Основываться в выборе необходимо на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Подробно о том, как правильно это сделать, читайте в статье «Виды деятельности ИП».
Шаг 2: Определяем систему налогообложения
После того, как вы определились с основным и дополнительными видами деятельности, необходимо выбрать налоговый режим, на основании которого вы будете рассчитывать и оплачивать в налоги. Всего таких режима 4:
- ОСНО – общая система налогообложения – предполагает, что ИП оплачивает все налоги, предусмотренные для выбранного им основного вида деятельности. По большому счету ОСНО для ИП рассчитывается почти так же как и для ООО, с той только разницей, что ИП оплачивают НДФЛ и имеют право уменьшить налоговую базу за счет оплаченных страховых взносов. ОСНО может быть использована в любом виде деятельности, за исключением видов, предполагающих ЕНВД.
- УСН – так называемая «упрощенка» – пожалуй, самый популярный, и в большинстве случаев, наиболее удобный режим. Предполагает, что все налоговые платежи ИП заменяются единым налогом, который рассчитывается либо по ставке 6% от доходов, либо 15% от разности между полученными доходами и понесенными за тот же период расходами.
- ЕНВД – единый налог на вмененный доход – применим к некоторым видам деятельности, предполагает наличие заранее определенного (вмененного) дохода. Зависит от региона, в котором зарегистрирован ИП, так как соответствующие решения принимаются органами власти на уровне субъектов.
- ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог - применим для ИП, работающих в сфере сельского хозяйства.
Шаг 3: Собираем документы для регистрации ИП
Итак, определившись с основополагающими моментами вашего бизнеса, можно начинать процесс регистрации ИП и начать его нужно с формирования комплекта документов, которые вам потребуется сдать в налоговую инспекцию. Обязательных документов для регистрации ИП будет только 3:
-
Заявление на регистрацию ИП (или как оно называется в утвержденных законодательно формах – форма P21001).
С 2013 года Заявление на ИП (форма P21001) претерпела некоторые изменения и стала использоваться новая форма. Скачать заявление на регистрацию ИП вы можете либо в конце этой статьи, либо с официального сайта ФНС по адресу
http://reg.nalog.ru/docs_form/form_ip/4162994/ -
Ксерокопия паспорта гражданина РФ.
Если вы планируете сдавать документы на регистрацию ИП самостоятельно, то достаточно обычной ксерокопии, но если вместо вас в ФНС отправится представитель с доверенностью, то потребуется заверить копию паспорта у нотариуса.
-
Квитанция об оплате пошлины за регистрационные действия – 800 рублей.
На сайте ФНС вы можете воспользоваться онлайн-услугой по формированию квитанции на оплату гос. пошлины за регистрацию ИП или любых других регистрационных действий в налоговой.
Кроме этого, если вы планируете использовать УСН, то к вышеперечисленным документам нужно приложить еще и Заявление о переходе на УСН.
Так как быть предпринимателями на территории России могут и иностранцы, то процедура регистрации ИП предусмотрена и для них. Она ничем не отличается от регистрации россиян, только к комплекту документов иностранным гражданам нужно приложить кроме паспорта еще и его перевод на русский язык, а также документ, подтверждающий право длительного нахождения на территории России (ПМЖ, ВНЖ и так далее).
Шаг 4: Сдаем документы для регистрации ИП в ФНС
Теперь, когда все документы готовы, необходимо отправиться в налоговую инспекцию по месту вашей прописки и сдать их на регистрацию. Если вы не знаете, к какому территориальному налоговому органу относитесь, то на официальном сайте ФНС воспользуйтесь сервисом определения реквизитов ИФНС по вашему адресу - https://service.nalog.ru/addrno.do. В большинстве случаев, сдать документы получается достаточно быстро. Инспектор проконтролирует правильность их заполнения, выдаст вам расписку и сообщит в какое время необходимо обращаться за получением свидетельств о регистрации ИП.
Если обращаться в ФНС лично для вас неудобно, то можно воспользоваться удаленными вариантами сдачи документов:
- отправить их по почте письмом с объявленной ценностью (обязательно приложите подробную опись вложения);
- отправить документы в электронном виде через онлайн-сервис на сайте ФНС - https://service.nalog.ru/zgreg/.
Чтобы вам было проще пройти все этапы этой процедуры, там же – на официальном сайте ФНС, можно будет посмотреть подробную видео-инструкцию о том, как зарегистрировать ИП через Интернет.
Шаг 5: Забираем документы из ФНС
Через пять рабочих дней (то есть ровно через календарную неделю) вам нужно лично (или через представителя с доверенностью) получить документы, подтверждающие регистрацию ИП:
- Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – в этом документе вам будет присвоен новый ИНН уже как ИП.
- Выписку из ЕГРИП.
Кроме личного визита получить эти документы можно и по почте, для этого нужно сообщить об этом при регистрации или просто не приходить в назначенный день для их получения (в таком случае документы отправят по адресу вашего проживания).
Шаг 6: Встаем на учет в Росстате и ПФ
Казалось бы, процедура регистрации ИП на этом должна закончиться, но на деле еще необходимо встать на учет в органе государственной статистики и в Пенсионном Фонде. На самом деле в большинстве регионов ФНС без вашего участия рассылает им уведомления, но иногда этого не происходит. Поэтому когда будете забирать документы в налоговой, обязательно уточните у инспектора – направлены ли соответствующие уведомления.
Даже если ФНС уведомила о регистрации вас в качестве ИП, все равно необходимо забрать в Росстате информационное письмо, в котором будут указаны присвоенные вам коды видов деятельности. Сделать это лучше всего сразу, чтобы полностью завершить процесс регистрации ИП и иметь возможность, например, открыть расчетный счет в банке, где такое письмо обязательно у вас спросят.
Таким образом, пройти процедуру регистрации ИП самостоятельно совсем несложно – вам нужно только определиться с видом вашей деятельности, подготовить 3 документа, сдать их и получить соответствующее свидетельство. Возможность регистрации ИП через Интернет еще больше упростила эту процедуру, теперь вы можете зарегистрировать ИП не выходя из дома – прямо на сайте ФНС.
Полезные ссылки
Сервис формирования квитанции на оплату пошлины: https://service.nalog.ru/gp2.do
Сервис регистрации ИП через Интернет: https://service.nalog.ru/zgreg/
Оставить комментарий